Как сформировать базу данных оборудования, спланировать ремонтные работы, потребность в ресурсах и проанализировать результат? О подходах к автоматизации этапов жизненного цикла производственного актива на примере российского решения ТУРБО ТОРО — Сергей Ушаков, архитектор бизнес-систем Sciener (Консист Бизнес Групп).
Рисунок 1. Система управления активами, требования по ISO 55001:2014
Какие именно производственные активы есть в компании и где они расположены, как активы взаимосвязаны, как и сколько работает актив, как часто и какие именно виды обслуживания производились — ответы на эти вопросы дает ТУРБО ТОРО. Система позволяет понимать, как часто и где происходили отклонения от нормального режима эксплуатации, какие воздействия планировались и как выполнялись работы по обслуживанию (план/факт), сколько это стоит и как менялось состояние актива.
ТУРБО ТОРО — отечественная система класса EAM (Enterprise Asset Management), построенная на российской программной платформе. Это кросс-отраслевое решение, которое может быть применено для управления производственными активами в энергетике, металлургии (цветная, черная), горной промышленности, транспорте (в том числе транспортные хабы), нефтедобыче и нефтепереработке, машиностроении, ЖКХ, целлюлозно-бумажной промышленности.
Рисунок 2. Отрасли применения ТУРБО ТОРО
Планирование работ в ТУРБО ТОРО предусматривает управление приоритетами обслуживания, методиками построения планов (планово-предупредительные работы, по состоянию), позволяет формировать бюджет ремонтов, а также планировать закупки и балансировку ресурсов. Система дает возможность вести учет фактического выполнения работ, выбирать способ их выполнения (хозяйственный, подрядный, смешанный), вести учет потребленных ресурсов, простоев, управлять через мобильное решение.
Аналитические возможности системы позволяют получать актуальные сведения о состоянии актива, выявлять корневые причины дефектов, анализировать затраты на жизненный цикл актива, формировать план-фактный анализ.
Ведение данных о производственных активах в автоматизированной системе открывает целый ряд преимуществ. Это позволят знать стоимость активов в составе основных средств, а значит и определить балансовую стоимость основных средств при выполнении всех операций с ними. К таким операциям относятся постановка на учет по результатам ввода активов в эксплуатацию, разукомплектация, частичная или полная ликвидация, начисление амортизации.
Производственный актив по факту является местом возникновения затрат, поэтому аналитические признаки, заложенные в классификацию актива, являются основой для дальнейшего планирования, учета и анализа затрат на эксплуатацию. Ведение же в рамках предприятия единой классификации активов позволяет сравнить затраты на эксплуатацию по однотипным позициям.
Кроме того, данные учета производственных активов нужны для оперативной и качественной работы подразделений, отвечающих за эксплуатацию. Эта информация позволяет, например, быстро определить причину неполадки и состав материалов, необходимых для ее устранения, а также получить мгновенный доступ к истории ремонтов и дефектов. Наконец, агрегация данных о количественном и качественном состоянии производственных активов требуется при планировании развития предприятия.
Для ведения производственных активов ТУРБО ТОРО предлагает такие основные возможности, как классификация, технические места и карточка актива.
Классификация. За классификацию отвечают несколько справочников, которые привязываются к записи конкретного актива. С точки зрения пользователя активы должны быть сгруппированы по моделям — это позволяет сравнить поведение разных активов одной модели. При этом сами модели группируются в виды, виды — в типы, а типы — в классы. Так можно достаточно удобно группировать имеющиеся активы безотносительно их позиций в технологической схеме.
Рисунок 3. Ведение справочника классов, моделей и карточки оборудования
Регистрация наработки и параметров возможна как в ручном режиме, так и при помощи встроенной интеграционной шины путем сбора данных с датчиков. Так, например, может быть автоматизирован процесс контроля роста древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне ЛЭП и планирования соответствующих регламентных мероприятий.
На рисунке 4 дан пример автоматизации диагностики оборудования. В ТУРБО ТОРО можно вести таблицу видов измерений (контролируемых параметров), регистрировать результаты осмотров, испытаний и измерений. Регистрация возможна как при помощи рабочего места на стационарном ПК, так и мобильного приложения.
Рисунок 4. Организация процесса обходов в ТУРБО ТОРО
При обработке дефекта в случае выполнения внеплановых работ либо создается отдельный внеплановый заказ на работы, либо работы включаются в существующий (уже запланированный) заказ на работы.
Внеплановый заказ на работы может быть создан не только на основании дефекта. Например, создать заказ и запланировать его выполнение в следующих плановых периодах можно на основе предписания, полученного от надзорных органов.
Для формирования программы ремонтов в ТУРБО ТОРО реализована система планирования работ, учитывающая установленный для каждого производственного актива нормативный цикл обслуживания, а также нормативный объем работ. Другим источником для формирования программы ремонтов является перечень неплановых работ.
Включая или исключая конкурирующие работы, а также используя механизм балансировки ресурсов в системе можно сформировать программу ремонтов на заданный плановый период. Поддерживается как годовое планирование, так и планирование с большей детализацией (квартал, месяц).
Для представления запланированных мероприятий в форме, принятой на конкретном предприятии, в ТУРБО ТОРО реализован целый ряд возможностей. Это и структурирование работ по видам мероприятий, периодам времени и местам установки оборудования, и использование группировки работ по произвольному набору производственных активов.
В случае если в компании создается система технического обслуживания, ориентированного на безотказность (RCM или Reliability-centered maintenance), но по какой-то причине этот процесс не завершен, можно использовать простой, но действенный механизм приоритизации. В ТУРБО ТОРО реализована интегральная система приоритетов каждой работы плана, включающая в качестве факторов приоритет оборудования и приоритет вида работы.
На рисунке 5 показан пример формирования производственной программы с использованием ТУРБО ТОРО.
Рисунок 5. Формирование производственной программы с использованием ТУРБО ТОРО
Рисунок 6. Интерфейс конструктора отчетов ТУРБО ТОРО
С другой стороны, в ходе эксплуатации автоматизированной системы, охватывающей весь жизненный цикл производственных активов, в едином информационном пространстве накапливаются исчерпывающие данные по активам. Мониторинг и анализ этих данных являются основой для совершенствования функций управления техническим обслуживанием и ремонтом, которые являются неотъемлемой частью любого процесса производства.